m_uralov

Categories:

Добавление к заметке

ругиии, руги

Частенько ругов считают русами, из названия «ругийской» епископии в Киеве Х века. Из каких соображений появилось это название – неизвестно. 

Прокопий Кесарийский:

«Эти руги являются одним из готских племен, но издревле они жили самостоятельно. Когда первоначально Теодорих объединил их с другими племенами, то они стали числиться в среде готов и вместе с ними во всем действовали против врагов. Они никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству они сохраняли в своей среде подлинную чистоту своего рода»

«объем руги, то есть определенной суммы денег, внесенных за поминание». 

Корниенко, В. В. (Киев). „Малая эсхатология“ Древней Руси в контексте новых эпиграфических открытий в Софии Киевской//Дриновский сборник Том V, с. 301

Поэтому-то термин руги и не прижился в Киеве.

Ругов упоминают: Адальберт, в грамоте Оттона, Раффельштеттенский таможенный устав, Адальберт Магдебургский и Гильом Жюмьежский (2-ая половина XII века). Корвейские анналы, где еще под 844-ым годом упомянуты ругийские славяне. Но это поздняя вставка

Одоакр. Разные авторы называют его герулом, скиром, ругом или готом... Об этом говорит сама Encyclopaedia Britannica // Odoacer

Принимаем, что Одоакр - руг! 

Но есть Приск Панийский, называвший его отца Эдику (или Эдекона) «природным унном», но который, по сведению «Анониме Валезия» (Anon. Vales, § 37), вождь скиров.
В. В. Латышев. Приск Панийский. Готская история (фр. 8). // Вестник древней истории, № 4. 1948.

Эдика, по сведению «Анониме Валезия» (Anon. Vales, § 37), вождь скиров. А «унн» у Приска Панийского, это гунн или хунн, имеющий одно значение название группировки (племени гунн и хунн не существовало!) и другое - войско, воин. То есть Приск Панийский, пишет, что Эдекон «природный воин»! Понятие «воин» хорошо стыкуется со словом природный, в отличии, от названия группировки или названия племени. Для последних сочетание со словом «природный» означает «масло масляное».

Следующее бальзам на душу

Тацит утверждает в "О происхождении германцев и местоположении Германии"

44. За лугиями живут готоны, которыми правят цари, и уже несколько жестче, чем у других народов Германии, однако еще не вполне самовластно. Далее, у самого Океана, – ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен – круглые щиты, короткие мечи и покорность царям.

Но,

выделенное, присуще воинам, солдатам того времени или русинам в летописях.

Тем паче правомерно приравнивать ругиев, ругов и русов, и те и другие «племена», это войско!

О значении основы ор/ур

Слова Орн (Орнас, Орнач) имеют корень ОР, совпадающий с ОР в слове орос, орус (синоним рус).

В статье Урасуты из Вики приводится перечень названий для данного племени: монг. урсууд, оросууд, орос и другие названия: урсуты, уруснуты, урусунуты, роснуты, руснуты, уруснарты, урусурнаты, ороснуты, урусунты, урусуты, орсууды, урдууты, урдуты, ордуты, убсусы (они же оросуты в «Сокровенном сказании монголов» § 262 в переводе С. А. Козина). В этом перечне присутствуют названия рус/рос с основой ор/ур.

В этой же статье, согласно Д. С. Дугарову, ор/ур восходит к древнетюркскому ürün — светлый, основу которого составляет ur/ür /1/, возводимая к дотюркскому Ө:р/Ө:r54, исходя из ürün - белый, светлый.

Да, в древнетюркском словаре есть такое слово ÜRÜŊ I 1. - белый, светлый. Непонятно только почему понятие «белый и пушистый» применимо к названию племени? В этом же словаре есть прямое от ор/ур URUƔ I 2. род, потомство!

Непонятна тяга применения понятия «белый, светлый или блестящий» к названиям племен, Например, аланорсы расшифрованные В.И. Абаевым, а также поддерживающими его М. Фасмером, и В. Н. Топоровым, как "белые аланы" через Роксола́ны (лат. Rhoxolani, др.-греч. Ῥοξολάνοι, от аланского roxs alan/ruxs alan «светлый алан») или О. Н. Трубачёв предлагает, что этноним напоминает древнеиндийское ruksą- («сияющий, блестящий») с близким значением /2/. 

Или аорсы от древнеиранского auruša — «белый» из Вики или Aurusa ‘белый’ /3/. 

В источниках племенем называют любую более или менее значимую группу людей, в том числе войско. Например, у Рашид-ад-Дина "до настоящего времени войско урут [и] мангут по прежнему – рабы рода Джэдай-нойона" /4/, хотя в других местах называет их племенами (?).

Или Тацит, разделяя племя и группу, к первому добавляет слово община. Но в тоже время и племя - этнос и группу – социум, называет народом.

«44. За лугиями живут готоны, которыми правят цари, и уже несколько жестче, чем у других народов Германии, однако еще не вполне самовластно. Далее, у самого Океана, – ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен – круглые щиты, короткие мечи и покорность царям. За ними, среди самого Океана, обитают общины свионов; помимо воинов и оружия, они сильны также флотом». /5/ 

Многие названия «племен», а это сираки, савиры (севера, сувары), оногур и рус/рос, как и аорсы, арсия, орс, орос и т. д., означают войско! Но ошибочно называют этносом!

1. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. — М.—Л.: Академия наук СССР, 1949. — Т. I. — С. 156.

Абаев В. И. Историко—этимологический словарь осетинского языка. — Л.: Наука, 1973. — Т. II. — С. 435—437.

Топоров В. Н. Прусский язык: Словарь. — М.: Наука, 1990. — Т. 5. — С. 186.

Трубачёв О. Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье // Вопросы языкознания. — 1977. — № 6. — С. 27.

2. Зуев Ю. А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. – Алматы, с. 52.

3. урут – одно из названий уросут.

4. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей, раздел №4.

5. Публий Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии.

 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded